Десять дней думаю, обсуждаю с близкими, пытаюсь написать этот пост...
С того момента, когда после официального прекращения поиска выживших и начала разгребания руин бульдозерами нашли живую девушку, засыпанную на ШЕСТНАДЦАТЬ ДНЕЙ в страшной темнице. Слабую, с разными повреждениями, но не сломленную.
В тот же день, когда сообщили об этом чуде, по CNN прошел короткий сюжет, который я увидела, казалось бы, случайно и который не повторяли, за неимением времени в связи с внезапно бурно рванувшей с низкого старта новой кампанией по разъяснению планов и задач правительства Обамы.
Немолодой, грузный, черный СЛЕПОЙ скрипач, сделавший имя и музыкальную карьеру в Штатах, приехал несколько лет назад на Гаити – родину предков, построил за свои деньги музыкальную школу и учил в ней вместе с женой одаренных детишек.
Во время землетрясения его завалило в рухнувшей школе. СЛЕПОГО...
С переломанными ногами и РУКАМИ. СКРИПАЧА.
Через два дня его чудом откопали.
Через неделю он, весь в гипсе, бинтах, растяжках и трубках, полулежал на перевезенной госпитальной койке в каком-то помещении, руководя репетициией своих выживших учеников, готовивших концерт для спасателей и спасенных.
Корреспондент спрашивает: «О чем вы думали в эти часы и дни, что вас поддерживало?» - «Я понимал, что не могу даже пошевелиться, поэтому начал играть...» - «????????????????????» - «Я начал мысленно играть подряд великие произведения. Первым был Чайковский...» - «Вы много знаете наизусть, если хватило на столько времени!» - «Да, мне ПОВЕЗЛО – я много знаю наизусть...».
Корреспондент спрашивает: «Вы думали о жене?» - «Я и сейчас НЕ МОГУ о ней думать...».
Жену (её останки) нашли позднее в той же школе...
Скрипач ЗНАЛ, что её уже нет – он перестал её СЛЫШАТЬ сразу после землетрясения.
Корреспондент спрашивает: «Что будет с вашими учениками и вашими планами?» - «Я построю новую школу!».
А за кадром в уже умелых руках его учеников говорят и плачут человеческими голосами скрипки...
Неделю назад на площади разрушенного города, улицы которого невыносимо воняют смертью, играла, пела и танцевала огромная толпа.
Люди не просто радовались, что они живы (голодные, стоящие часами в очереди за питьевой водой, не имеющие лекарств, наблюдающие за муками раненых и больных, с ужасом наблюдающие за угасанием стариков и детей, спящие на каких-то картонках или тряпках на площадях и в парках под открытым небом) - они пели БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ гимны.
Они не обвиняли Бога в жестокости и несправедливости, а декларировали Веру.
Невероятное по силе Духа явление как ни парадоксально это звучит.
С самого начала гаитян обвиняли в «неправильной» религии – они, почти поголовные католики, параллельно, видите ли, практикуют вуду - знакомый подавляющему большинству американцев (и всех «чужаков») по «ужастикам» культ «черной магии», про который все «знают» одно – куклы, имитирующие жертву, и иголки, в эту куклу втыкаемые.
Хотя в национальных особенностях КАЖДОЙ религии и конфессии есть огромный подлегающий пласт неосознаваемого варварства (в смысле остатков древних языческих религий), оставшегося в генетике и подсознании народа даже через, например, тысячелетие принятия христианства.
Крашеные яйца, приношения еды на могилы близких на Пасху, завешивание зеркал в доме покойного и многое другое.
Но нам можно - это же мы, цивилизованные люди, а не какие-то «полудикие, тупые и ленивые негры», которые, правда, больше 200-х лет назад стали первой в МИРЕ самостоятельно освободившейся колонией и страной свободных людей за 60 лет до отмены царским указом крепостного права в России. Но кто сейчас вспоминает историю...
Так вот, эти «неправильно религиозные» сотни тысяч людей не утратили Веру перед лицом невообразимой трагедии, после потери всего и, в первую очередь, детей, родителей, жен, мужей...
Все спасенные после нескольких дней в завалах гаитяне говорили только об одном – они молились, они пытались ПЕТЬ гимны (некоторых именно по этим звукам нашли), они не просили за СЕБЯ, а молились за близких и отдавали себя Божьей Воле.
«Тупые язычники, достойные того, что им отвесили...»
На шестой день нашли женщину слегка за 40... Она вполне сносно говорит по-английски, всё понятно без переводчика.
Её завалило в «йоговской» позе, когда человек лежит на спине с подогнутыми под спину ногами. Попробуйте при случае. Сядьте на колени, а потом откиньтесь назад и попробуйте так полежать. Пять минут.
Она провела так ПЯТЬ ДНЕЙ. С такой невыносимой и непрекращающейся болью, что даже не могла забыться сном хоть ненадолго.
«О чем вы думали всё это время?» - «Я молилась и пела... Я знала, что у Бога есть для меня План...».
Абсолютно невероятно (особенно – для тех, кто хоть что-то понимает в медицине), но ей спасли ноги – ампутации не будет.
Гаити уже, к сожалению, становится старой новостью. Ещё есть всплески ажиотажа в связи со слухами о незаконном вывозе детей, ещё идет сбор помощи, ещё едут добровольцы, ещё строятся планы реконструкции, но интерес потихоньку спадает - нормальное явление в Америке - стране, где сенсации следуют одна за другой, а интерес населения к новостям давно измеряется секундами.
Но пока остался на поверхности интерес думающих людей к этому явлению высокой ИСКРЕННЕЙ духовности целой нации. Цивилизованные страны слишком хорошо знают, как легко и быстро облезает налет морали и стираются воспоминания о десяти заповедях в критических ситуациях...
А здесь, по сути, эксперимент, поставленный на целой стране.
Да, были и есть подонки и мародеры. Тем более, из разрушенной тюрьмы сбежали 4 тысячи заключенных.
Но в целом люди на Гаити держатся и ведут себя настолько удивительно, что одна за другой появились передачи, где американским духовным лидерам (телепроповедникам, духовным учителям и т.д.) задают один вопрос: «Как это может быть? Как можно принять Божью Волю в ТАКИХ обстоятельствах?».
Они отвечают, конечно, но как-то не очень их слышат и не очень им верят...
Я знаю, что не смогла бы ТАМ петь (нет ни слуха, ни голоса).
Я знаю, что не смогла бы молиться о спасении лично меня.
О быстрой смерти – безусловно смогла бы.
Я знаю, о чем бы я думала...
А о чем бы думали вы? О чем бы молились, если...?
Я не жду ответы. Я предлагаю задуматься
.
И это – последний Вопрос в серии Самоопределения.